|
Ждете
от двухколесника стабильности - "зарядите"
камеру сгорания.
Камера сгорания (КС) двухтактника
образована донышком поршня (в
положении при подходе к ВМТ) и
поверхностью головки цилиндра и схожа
с топкой обычной печки. Здесь процесс
осложнен тем , что после каждого
непродолжительного по времени
рабочего хода поршня приходится
удалять сгоревшую порцию топливо-воздушной
смеси а новую - воспламенить. Помимо
этого система обязана равномерно и
плотно загрузить КС "дровами".
Даже бывалый кочегар не справится с
такой задачей в одиночку. В двигателе
же нормальное горение обеспечивается
несколькими устройствами. Система
зажигания посредством свечи
воспламеняет свежую смесь в момент ,
соответствующий заданному углу
опережения искрообразования.
Карбюратор - " кочегар"
приготавливает и подает в цилиндр
столько бензовоздушной смеси и такого
состава , сколько требуется на данном
режиме работы двигателя. Качество
очистки цилиндра от отработавших газов
и наполнения свежим зарядом зависит от
конструкции двухтактника: важно , есть
ли у него лепестковый клапан , каковы
размеры кривошипной камеры , сколько
продувочных каналов и какой они формы.
Для стабильного возникновения и
быстрого распространения фронта
пламени потоку заряда следует придать
форму вихря , омывающего свечу
зажигания. Если продувка несовершенна ,
то в КС останется часть продуктов
окисления от предыдущего цикла , иначе
говоря , раскаленные газы. Разбавленная
таким образом смесь будет сгорать
медленно , а без вихревого движения
хуже воспламеняться. Понятно, что с
такими "дровишками" мощность и
экономичность мотора никудышная.
Для серийных отечественных
мотоциклетных двухтактников наиболее
характерны полусферические КС с
размещенной в центре свечой зажигания.
С такой формой камеры даже
незначительные отклонения в размерах
или расположении впускных каналов
нарушают вихревое движение в зоне
свечи. Самому улучшить
воспламеняемость можно - провести
доводку впускных окон и каналов
цилиндра. Однако эта операция
трудоемкая и требует навыка. Проще
создать гарантированный локальный
вихрь, если нарезать два
дополнительных канала.
В качестве примера расскажем о
доработке КС двигателя "ЗиД-50"
мокика "Пилот".
На снятой головке цилиндра по
отложениям нагара в КС можно оценить
качество продувки. Если зона , в которой
расположена свеча зажигания , чистая , а
изолятор центрального электрода
светло-коричневого оттенка - продувка в
норме. К сожалению , чаще мы видим
толстый слой нагара - это результат
плохой воспламеняемости горючей смеси.
Чтобы прорезать вихревые каналы ,
потребуются конусная шарошка (диаметром
6-8 мм) , небольшая дрель , желательно с
регулятором оборотов , полукруглый
надфиль и немного наждачной шкурки.
Разметим в КС две оси , расположенные
параллельно ребрам охлаждения
цилиндров и пересекающиеся в центре
резьбового отверстия свечи зажигания (фото
1). Контуры завихрителей разметим
напротив друг друга (фото 2). Форма
каналов должна быть серповидной.
Широкая часть , входная (шириной 8-10 мм) ,
располагается на внешней стороне КС и
заглублена в тело головки на 2-3 мм.
Узкая часть каналов , выходная (шириной
3-4 мм) , обращена к резьбовому отверстию
свечи зажигания и заглубляется на 1 мм.
Оси выходов завихрителей желательно
сместить относительно друг друга на 1-2
мм. В этом случае электроды свечи будут
лучше омываться встречными потоками
свежей горючей смеси. Черновую
обработку каналов проводим шарошкой (фото
3): "идем" от свечного отверстия к
краям КС , постепенно увеличивая
глубину резания. Заусенцы и глубокие
риски зачищаем полукруглым
напильником. Чистовую обработку ,
округление краев каналов и сглаживание
мелких выступов проводим мелкой
шкуркой. По окончании работ головку
цилиндра промываем от стружки и
абразива (фото 4).
Перед сборкой двигателя вверните в
головку цилиндра свечу зажигания и тут
же проверьте , совпадает ли длина
резьбы у бобышки и свечи. Максимально
допустимая разница - не более ±0,5 мм.
Сравнительные лабораторные испытания
двигателя "ЗиД-50" проводили на
нагрузочном стенде. Результаты замеров
показали , что мощностные и
экономические показатели мотора с
серийной и вихревой КС совпадают.
Стабильность воспламеняемости оценили
, используя топливо с переизбытком
масла (в четыре раза выше нормы). Свеча
зажигания , установленная в серийную КС
, через 15 минут вышла из строя - изолятор
центрального электрода покрылся
толстым слоем нагара. С вихревой КС
двигатель устойчиво работал более двух
часов , пока не кончился бензин в баке.
Выкрутили и осмотрели свечу: изолятор
центрального электрода оказался
чистым , без признаков нагара.
Дорожные испытания также подтвердили
преимущества вихревой КС: двигатель
стабильно запускался при низких
температурах ( -6 градусов ) , холостые
обороты стали ровнее , а разгон -
динамичней. Максимальные обороты
повысились до 6200 об/мин (по сравнению со
штатными 5500). Вывод: даже если вы
убеждены в исправности системы
зажигания и карбюратора , то доработка
КС пойдет вашему мотору только на
пользу.
Не советуем разбирать двигатель до
окончания гарантийного срока - вы
лишитесь права на гарантийное
обслуживание
Фото 1: Разметка осей КС "ЗиД-50".
Фото 2: Разметка контуров завихрителей.
Фото 3: Обработка каналов шарошкой.
Фото 4: Доработанная КС: в ней появились
каналы-завихритили (они обозначены
красным цветом).
Журнал "Мото" 8.2001.
|
|